• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

В мире об экономике. Рецепт обогащения для бедных стран, инвестиции в какао-бобы и заработок Такера Карлсона

Пять тем, которые мы не могли пропустить

Зеленая энергетика, какао-бобы и Такер Карлсон
Зеленая энергетика, какао-бобы и Такер Карлсон
Реклама на dsnews.ua

У каждой страны своя информационная атмосфера. И в местных новостных лентах неизбежно теряются события, идеи, лайфхаки со всего мира, которые могли бы заинтересовать читателей делового СМИ. Мы снова выбрали несколько зарубежных публикаций последних дней и приводим их в пересказах на одной странице — самую суть.

Глава ФРС поделился прогнозами

Большие интервью главы Федеральной резервной системы США всегда событие для финансового мира. В этот раз в часовом разговоре с телеканалом CBS News Джером Пауэлл поделился осторожными прогнозами на будущее и объяснил, что происходило с ценами и занятостью в последние годы. Как должностное лицо, каждое замечание которого может вызвать волнение в деловых кругах, Пауэлл, казалось, взвешивал каждое слово. Впрочем, разговор все равно получился информативным. Итак, самое интересное — тезисно:

  • Экономика США сейчас крепкая, рынок труда сильный (безработица всего 3,7%), а уровень инфляции стабильно снижается уже почти год и, по всей вероятности, продолжит падение в последующие месяцы.
  • Однако ФРС не будет спешить с понижением ставки по федеральным фондам, которая сейчас составляет 5,25-5,5% годовых (читай: на ближайшем мартовском заседании ее, скорее всего, не будут пересматривать). Однако все указывает на то, что в течение этого года ставки снизят — это базовый сценарий. "Мы хотим быть увереннее в том, что инфляция уменьшается до 2%", — говорит Пауэл. "Если экономика ослабнет, то мы сможем снизить ставки раньше и, возможно, быстрее. Если же экономика окажется более устойчивой, если инфляция окажется более устойчивой, это может заставить нас снижать ставки позже и, возможно, медленнее", — пояснил глава ФРС.
  • Причиной инфляционного всплеска в 2021-2022 гг. были не только фискальные стимулы (триллионы долларов, влитые в экономику), но и обрыв цепочек поставок и деформация структуры спроса — во время пандемии потребителям стало меньше доступных услуг (рестораны, развлечения и т.п.), деньги пошли на рынки товаров, что повлекло за собой скачок цен. (Пауэлл приводит в пример временный дефицит и, следовательно, удорожание полупроводников для производства автомобилей.) Этим частично объясняется и нынешнее угасание темпов инфляции — поставки из-за границы налаживаются, спрос нормализуется.
  • Экономика США выиграла от иммиграции, которая в прошлом году вернулась к уровню до начала пандемии: стране нужна рабочая сила, а приезжие работают даже быстрее.
  • Есть основания для оптимизма по поводу мировой экономики в долгосрочной перспективе. Но сейчас много геополитических рисков, связанных с войной России против Украины, войной на Ближнем Востоке и потенциальными проблемами в Азии.

Бедным странам указали новый путь к обогащению

Следующий месседж появился в академической среде. Но он больше о практике, чем теории и поэтому должен заинтересовать широкий круг читателей. Предложить ответ на вопрос "Как богатеют страны?" — это не просто удовлетворить любопытство кабинетных ученых, а скорее, помочь миллиардам людей прожить более полную, интересную и долгую жизнь. В начале года новое слово в этой дискуссии сказали гарвардский экономист Дэни Родрик и нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц в эссе "Новая стратегия роста для развивающихся стран" (A New Growth Strategy for Developing Nations).

Если сторонники экономики развития, такие как Элис Амсден, Ха Юн Чанг, Эрик Райнерт или Джо Стадвелл, отмечали важность промышленного производства и экспорта (товары легче перевезти и продать на международном рынке), Родрик и Стиглиц пришли к мнению, что наступили новые времена, а с ними изменился и путь восхождения стран к процветанию. Но на что бедным странам теперь следует делать ставку?

Реклама на dsnews.ua

Ученые аргументируют, что с развитием технологий (автоматизации) производство стало нуждаться в большем количестве капитала и наукоемких навыках, но в меньшем количестве труда… Из этого Родрик и Стиглиц делают вывод, что индустриализация больше не может обеспечивать работой достаточно людей, поэтому становится менее эффективной как стратегия роста. Исследователи также соглашаются с уже известным тезисом, что по мере роста доходов в развитых странах спрос перешел от промышленных товаров к услугам, следовательно, не все страны могут подняться за счет экспорта производственной продукции (это не "резиновая" ниша и она уже занята такими мощными конкурентами, как Китай). Поэтому ученые предлагают бедным странам ориентироваться на новые отрасли. "Мы обосновываем стратегию с двумя ключевыми элементами: инвестиции в "зеленый" переход и повышение производительности в трудоемких, преимущественно неторговых услугах", — пишут авторы научного эссе.

Подробно с их аргументацией можно ознакомиться по ссылке на эссе выше, но мы в двух словах должны упомянуть и критику этих идей Стиглица и Родрика, потому что они по сути бросили вызов целой исторической школе в экономике, которая основывается на данных, проверенных практикой. Известный экономист Ноа Смит в собственном блоге обращает внимание, что перспективы обрабатывающей промышленности как драйвера роста невозможно отрицать тезисом о сокращении рабочих мест вследствие автоматизации производства, например, в таких развивающихся странах, как Индия. "Вполне возможно, что роботизированные заводы, которыми занимаются несколько инженеров, станут важным источником доходов для развивающихся стран. Это доход потом будет распределяться на местном уровне через местные мультипликационные эффекты — собственники и работники этих заводов станут тратить заработки на местах, каждое рабочее место в производстве создаст определенное количество других рабочих мест именно в тех отраслях услуг, которые не связаны с торговлей, к чему стремятся Родрик и Стиглиц. Именно так сегодня происходит в Америке, и трудно понять, почему бы в Индии все не работало бы так же", — аргументирует Ноа Смит.

Какао-бобы заменяют инвесторам золото

Мировые цены на какао-бобы с начала прошлого года удвоились и составляют более $5880 за тонну — столько стоит фьючерс на этот товар на биржах Лондона и Нью-Йорка, пишет Reuters.

Эта тенденция стала следствием засухи и неурожая в основных странах-производителях какао-бобов — Кот-д'Ивуаре, Гане, Камеруне и Нигерии. На глобальном рынке ожидается дефицит в 375 тыс. т в сезоне 2023/24 гг. Трейдеры опасаются, что дефицит будет и в следующем году.

Наблюдается закономерное удорожание шоколада и спроса на него, а соответственно падение акций шоколадных производителей. Но еще более интересным следствием скачка какао-бобов на биржах является то, что инвесторы начинают использовать их как замену… золотую или биткойну! Как отметил на своей странице в Facebook трейдер и инвестор Андрей Масло, именно этим товарным активом можно диверсифицировать инвестиционный портфель.

Такер Карлсон заработает на интервью с российским диктатором 

Популярный американский пропагандист и интервьюер Такер Карлсон теперь хорошо известен и у нас после распиаренной поездки в Москву и интервью с диктатором Владимиром Путиным. Поэтому стоит напомнить несколько фактов, связанных с его карьерой. В прошлом году Forbes оценивал чистое богатство телезвезды в $370 млн. Такер получил от родителей состояние в $190 млн, а затем стал самым богатым на планете телеведущим с зарплатой в $50 млн в год на канале Fox News. Когда же весной 2023 г. его уволили (вероятно, за распространение систематических фейков против Джо Байдена во время прошлой президентской кампании), Карлсон ушел в свободное плавание, записывая авторские видеоролики на Twitter (затем X), в которых, кстати, повторял тезисы российской пропаганды об Украине.

Что могло побудить Карлсона взять это интервью. Тщеславие? "Профессиональная" заинтересованность? Связи с Дональдом Трампом и политический интерес? Наконец, бизнес-интерес? Остановимся на последнем. И дело не в том, заплатили или не заплатили россияне звездному пропагандисту за это интервью — мы об этом вряд ли узнаем. Но судите сами: за пять суток только в соцсети X его интервью с диктатором посмотрели около 200 млн раз (и еще более 12 млн за пару дней на YouTube и т.д.). А это расширение аудитории, которое можно монетизировать, такая себе "инвестиция" в будущее. Вот как последний тезис развивает Business Insider: "Карлсон, вероятно, увидит огромный прирост своей аудитории после этого интервью. После ухода из Fox News в 2023 г. его деятельность сводилась к интервью с маргинальными фигурами, такими как интернет-теоретик заговора под ником Catturd. Но, развивая свой профиль, он позволил Путину представить альтернативные и крайне деструктивные исторические теории совершенно новой аудитории".  

Пока трудно сказать, какая именно финансовая отдача ждет Такера Карлсона от пропагандистского интервью с Путиным. Но формат "свободного интервьюера" позволяет ему в полной мере зарабатывать на своем имидже. Известно, что некоторые другие звезды телевидения уже спешат опробовать такую же "сольную" бизнес-модель, о чем на этой неделе написала The Telegraph.

Лунный новый год стал вызовом для фирм

Вчера наступил Новый год. Китайский новый год, который корректнее называть Лунным. Для нас это далекий праздник. Но в мире рабочие коллективы становятся все более разнообразными. Поэтому больше и больше западных компаний, чтобы повысить сплоченность, начали отмечать широкий круг праздников, присущих разным культурам. Неудивительно, что один из них — Лунный новый год, который встречают около двух миллиардов человек на планете. Однако компании должны быть осторожны, пишет BBC.

Такая HR-политика может быть выгодной для бизнеса. Согласно исследованию McKinsey, компании-лидеры по расовому и этническому разнообразию на 35% чаще превосходят своих конкурентов в финансовом плане. Другие исследования показывают, что работники с сильным чувством принадлежности, как правило, более продуктивны, реже увольняются и даже берут меньше больничных. К тому же мультикультурализм на рабочем месте, в противоположность минимизации групповых различий, преодолевает предубеждения в отношении коллег друг к другу.

Впрочем, нужно с деликатностью организовывать подобные празднования, учитывая многочисленные культурные нюансы. Эксперты указывают на Новый год по лунному календарю как пример того, что компании могут допускать ошибки, из-за которых будет казаться, что работодатель отделался формальностями — например, развесил китайские фонарики и провел шаблонные тематические мероприятия. Работники должны чувствовать, что коллеги действительно понимают значение близких им обычаев и связанного с ними поведения. К примеру, нет ничего удивительного в том, что коллега регулярно берет отпуск в начале февраля, а не в конце года. К тому же всегда следует помнить, что не все, кто празднуют Новый год по лунному календарю, китайцы — поэтому праздник неправильно преподносить как "Китайский новый год".

Издание отмечает роль руководства в усилении культурных связей между сотрудниками. Именно искреннее участие топ-менеджмента может придать необходимый импульс положительным изменениям и принести компании выгоду от разнообразия в коллективе.

    Реклама на dsnews.ua